
Все о талрепах
- Posted on
- stropadmin
Талреп – это такелажное приспособление, позволяющее крепить к опорам канаты, тросы, цепи, веревки и легко регулировать натяжение растяжек при их ослаблении или провисании в ходе эксплуатации. Эти несложные винтовые устройства изначально применялись на судах, но постепенно стали использоваться и в других сферах деятельности человека, например, при монтаже или укреплении конструкций, закреплении перевозимых грузов, когда необходимо создать большое натягивающее усилие.
Целевое назначение приспособления определено его конструктивным исполнением, типоразмером и прочностными характеристиками. Самый распространенный стандартный монтажный талреп представляет собой винтовую стяжку, в зависимости от размера которой можно создавать натягивающее усилие от нескольких килограмм до десятков тонн. Для высоких нагрузок используют только грузовой талреп DIN 1478 (вилка-вилка).
Принцип действия и виды винтовых талрепов
Винтовой натяжитель троса состоит из муфты-корпуса с двумя резьбовыми отверстиями для винтов с разным направлением резьбы. При вращении муфты в одну сторону, они вкручиваются в корпус, а в другую – выкручиваются, что позволяет бесступенчато изменять общую длину стяжного приспособления. Регулировка не требует особых физических усилий и может совершаться в любое время по мере надобности.
Головки винтов изготавливают в форме крюка, кольца, вилки, шпильки или их комбинации, например, крюк-кольцо или вилка-ушко. Высокий уровень надежности обеспечивают натяжители в исполнении «вилка-вилка». Приварной талреп шпилька-шпилька применяется в тех случаях, когда необходимо при помощи сварки соединить его с другими такелажными элементами или конструкциями, создав тем самым неразъемное соединение.
Стандарты, нагрузки и размеры талрепов
На постсоветском пространстве их изготовление регламентируется ГОСТ 9690, в Европе придерживаются стандартов DIN 1480 и DIN 1478, в США действует ASTM F1145-05.
Талреп DIN 1480 – устройство общего назначения, не предназначенное для работ, которые связаны с подъемом грузов. Он выдерживает высокие статические нагрузки, отлично держит в натяжении канатные растяжки и обеспечивает надежную фиксацию вертикальных конструкций. Его грузоподъемность находится в пределах от нескольких килограмм до 3 тонн. В быту его используют, например, для натягивания бельевых веревок или струн для штор.
Талреп DIN 1478 – грузовой с вилочными зацепами, изготовленный из высокопрочной стали, имеет коэффициент запаса прочности не ниже 4:1 и рассчитан на более высокие статические и динамические нагрузки (до 10 тонн). Допущен к использованию в системах с большим натяжением, например, при закреплении многотонных грузов на транспорте, в конструкции подвесных мостов, для организации растяжек тентов, шатров, массивных антенно-мачтовых систем.
Размер винтовой стяжки определяется по диаметру резьбы, которая имеет стандартные метрические характеристики и диаметр от М5 до М56. Самые популярные модели: талреп крюк-кольцо М8, М10, М12, М16 или кольцо-кольцо М8, М10, М12. Другой важный параметр изделия – это его длина при полном раскручивании (L1) и в свинченном состоянии (L), разница между ними (L1-L) – это линейная величина, в пределах которой можно регулировать натяжение канатной ветви.
Оцинкованный или нержавеющий талреп?
Выбирая винтовую стяжку, следует учитывать внешние условия, в которых она будет работать и степень агрессивности этой среды. Для сухих помещений и временной эксплуатации на улице достаточно приобрести оцинкованный натяжитель троса. Для постоянного использования под открытым небом, в местах с влажным и морозным климатом подойдут закрытые нержавеющие талрепы из стали А2, а в особо агрессивных условиях (химические производства, морское судоходство, горячие цеха, бассейны с хлорированной водой) – из кислотостойкой стали А4.
Вы знали? Если вам понадобилось нарезать резьбу в отверстии, а под рукой нет метчикодержателя, то выручит обычный винтовой талреп. Зажмите хвостовик метчика между его винтами, а корпус устройства используйте в качестве воротка.
Вантовые крепления (цепные натяжители)
Цепной талреп крюк-крюк (рэтчет) – так называется вантовое крепление с крюковыми захватами, предназначенное для фиксации на транспортных платформах больших и тяжелых грузов цепями. Устройства имеют храповый или рычажный механизм, через который легко создается большое усилие натяжения.
Цепная стяжка грузов – это простой и надежный ручной механизм, применяемый во всем мире в системах крепления крупногабаритных и крупнотоннажных грузов. Его применяют для натяжения крепежных цепей, которые в свою очередь надежно фиксируют и удерживают груз, исключая его самопроизвольное перемещение или падение в момент перевозки автомобильным, железнодорожным и другими видами транспорта. По виду своей конструкции они бывают двух типов, характеристики которых рассмотрены далее.
Стяжное устройство храпового типа
Такой цепной талреп состоит из храпового механизма с переключателем вращения и двух поворотных крюков, находящихся на противоположных концах устройства. Натяжение цепей крепления обеспечивается схождением крюков при помощи проворачивания рукоятки механизма. К положительным особенностям данного рэтчета можно отнести:
- простота монтажа устройства в крепежную систему;
- приложения минимальных физических усилий при работе;
- рычаг, не требующий дополнительной фиксации.
Стяжное устройство рычажного типа
Его конструкция тоже состоит из двух поворотных крюков, обеспечивающих зацепление цепной крепежной ветви, а также эксцентрикового рычажного механизма. В данном случае натяжение цепей обеспечивается приложением ручного усилия на эксцентриковый механизм, который проходя через точку максимального натяжения самозажимается. Надежная фиксация рычага обеспечивается самой цепью, которая распирает устройство в стороны и тем самым не дает механизму раскрыться. К положительным особенностям данного цепного талрепа можно отнести:
- минимальное время монтажа;
- простота конструкции;
- небольшие размеры;
- отсутствие торчащего рычага в рабочем положении устройства.